Замечательный, оригинальный, талантливый, захватывающий, умный фильм «Бердмэн» завоевал все возможные призы на ведущих мировых фестивалях, включая «Оскар», однако мы незаслуженно обошли вниманием эту картину. Усилиями Регины Рогозиной мы исправляем это упущение.
В неуютной театральной гримерке парит человек в позе лотоса, выслушивая упреки таинственного голоса о том, как он оказался в этой жуткой дыре. Это Ригган Томпсон, в 90-х — звезда блокбастеров про супергероя «Бердмэна», а ныне – всеми забытый актер. Его альтер-эго, затянутое в латекс странное существо с клювом и крыльями, грозно взирает на него со старой афиши на стене. Ригган хочет возродить свою актерскую карьеру, поставив на Бродвее пьесу американского писателя Реймонда Карвера «О чем мы говорим, когда мы говорим о любви», являясь режиссером и исполнителем главной роли. Для него эта театральная постановка – попытка отделить себя от амплуа супергероя и последний шанс наконец-то сделать что-то значимое в искусстве.
Чтобы передать нервозность и предпремьерную суматоху театральных кулис, оператор Эммануэль Любецки снимает длинными дублями, используя ручную камеру. Следуя за ней, как Алиса за белым кроликом, мы стремительно погружаемся в драматичный, абсурдный и фантастический мир главного героя. Так создается эффект присутствия за кулисами и на сцене бродвейского театра, а зрители становятся частью творческого процесса, этой бесконечной битвы амбиций и неуверенности в себе.
Фильм отчасти напоминает «Веселые подмостки» Питера Богдановича. но у него была легкая производственная комедия, а режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту показывает нам экзистенциальную драму. Риггану необходимо выяснить: настоящий ли он актер или всего лишь кинозвезда; правильно ли он поступил, выбрав эту профессию; в конечном счете – есть ли какой-то смысл в его жизни. И эта театральная постановка призвана ответить на все мучающие его вопросы.
На трех предпоказах и премьере мы видим одну и ту же сцену, в которой Ригган произносит: «Что не так со мной? Почему я всегда должен умолять меня любить?» Для него очень важна любовь зрителей, критиков, своей семьи, но он хочет, чтобы она была заслуженной. Он нуждается в профессиональном признании своего актерского таланта, именно поэтому выбирает театр для своей творческой реинкарнации. Для Риггана появление в кино в образе Бердмэна равносильно возвращению в персональный ад – пустой и бессмысленный. Дешевая популярность не для него, он знает ей цену, и лайки на YouTube вызывают у него лишь недоумение.
Самая яркая сцена в фильме – появление воплоти Бердмэна – альтер-эго Риггана. В его длинном монологе о том, что нужно зрителю режиссер откровенно глумится над киноиндустрией, частью которой он сам является. «Дай народу то, что он хочет – крутое, апокалипсическое порно. Ты ничуть не хуже Бога. Ты спасаешь людей от их серых будней, заставляешь смеяться или трястись от страха», — приказывает голос. Актер устал от постоянно мучающей его галлюцинации и неуверенности в себе, он находится на грани умопомешательства и за день до премьеры и, как ему кажется, взмывает в небо.
«Бердмен» построен на противопоставлениях кинозвезд и театральных актеров, жизни реальной и виртуальной, правды жизни и правды искусства, уязвимости и мощи актерской профессии и безжалостности критики, журналистов-интеллектуалов и желтой прессы. От Иньяриту всем досталось: он саркастичен, а местами и безжалостен по отношению к индустрии кино, как, впрочем, и к театральным снобам.
К слову, в картине задействован блестящий актерский ансамбль. Буквально воскресший из небытия Ригган в исполнении неподражаемого Майкла Киттона, который практически играет самого себя. В 1990 годы сыграл Бэтмена в двух фильмах Тима Бертона, проложив дорогу в кино другим супергероям из комиксов. Амбициозный и эгоистичный Майк Шайнер, для которого реализм на сцене превыше всего, пожалуй, лучшая роль Эдварда Нортона со времен «Бойцовского клуба». Наоми Уоттс, играющая его подругу Лэсли, наоборот, слишком неуверенна в себе, ждет, когда ей скажут, что она чего-то добилась: это женское воплощение Риггана. Его дочь и личная ассистентка Сэм в исполнении блистательной Эммы Стоун – только что вышедшая из рехаба хамоватая девушка. Она безразлична к театру и ни в грош не ставит актерские амбиции своего отца. Театральный продюсер Джейк – невротичный, страшащийся провала, придумывающий разные небылицы, чтобы спасти постановку: таким ярким Зака Галифианакиса мы еще не видели.
Все эти персонажи, как реальные, так и вымышленные, помогают рассказать историю о самоидентификации главного героя, о поиске смысла жизни и жажде всеобщего признания. «Бердмэн» ставит вопросы: что есть правда искусства и правда жизни, и где проходит граница между ними? Мы видим драму одного человека, поставившего на карту все – деньги, репутацию, чтобы доказать себе и окружающим, что он чего-то стоит и достоин их любви. В конечном итоге, можно быть не очень талантливым актером, главное верить в себя, и тогда вопреки равнодушному миру и презрению близких, ты сможешь взлететь.
Награды
«Бёрдмэн» завоевал немыслимые 174 награды и еще 254 номинации! В том числе «Бёрдмэн»получил четыре премии «Оскар» и в 2015 году был назван лучшим фильмом года.