Сегодня я хочу с вами поговорить о нашей нации как о нации «жующих зрителей». Вот, если, например, в консерватории поставить столы и пусть там люди едят, пьют, а одновременно с этим на сцене играет оркестр под управлением какого-нибудь большого дирижёра симфонию Чайковского, – вы точно скажете, что это невозможно. Невозможно слушать великую музыку и жевать, да?
А как насчёт театра? Вот, если бы в театре сделать подобное? Пускай стоят столы, все жуют, – опять невозможно, скажете вы.
Ну а как в кино? А в кино сейчас все попкорн жуют и хлюпают кока-колой – все, в определенном смысле, превратились в нацию жующих кинозрителей. Причём, интересна такая вещь: сидят себе зрители, жуют, и, вдруг, на экране – хоть кусочек настоящего искусства, там чувства какого-нибудь, — и все перестают жевать, всем хочется смотреть и сопереживать.
Когда я учился киномастерству, отношение к кинематографу было всё-таки как к одному из высоких искусств. И людей волновало качество фильма, а не кассовый успех. И фильмы снимались не для жующей публики, а для людей, которые приходили в кинотеатр, в том числе и для того, чтобы найти ответы на вопросы, которые их мучили. И те зрители к кино относились как к своему собеседнику, иногда даже – как к учителю. И что произошло?
А произошла такая, я бы сказал, серьёзная деградация российского кинозрителя – его «американизация». Когда я учился во ВГИКе, нам никому в голову не приходило задавать вопросы о фильмах Коппола и Куросавы или Феллини, типа, сколько стоила картина или сколько там она собрала… Но посмотрите, например, передачу на «Вести. ру» «Индустрия кино» с симпатичным ведущим Иваном Кудрявцевым. В основном, его передачи – это просто переведенные с английского рекламы американских фильмов. Да, сделано серьезно и с профессиональным подходом – сколько картина собрала, какие там артисты снимаются. Но это – абсолютно американский анализ фильмов, так сказать, американская ментальность. И это уже укоренилось у нашего российского зрителя — такой абсолютно американизированный подход к произведению.
Несколько лет назад я написал статью «Победа рынка над искусством», где пытался проанализировать ситуацию в мире, где искусство медленно уступает место рынку. Что значит вообще – победа рынка над искусством? Это когда художественное достоинство, художественные качества произведения заменены рыночной стоимостью. Лет пятнадцать назад Александр Исаевич Солженицын написал очень серьёзную статью, где анализировал деградацию западного искусства и, главное, предупреждал, что денежные оценки искусства лишают его всякой духовности. Этот процесс неуклонно идёт и у нас: усреднение общего уровня культуры, падение интереса, падение любой потребности в большом искусстве. Наступает такое равнодушие, нечувствительность… Люди уже не замечают того, ЧТО они смотрят – кино никаких ответов им не даёт, и вообще нет того самого высокого смысла, который они раньше искали в кинопроизведении.
Какой результат? А вот какой – катастрофический. В прошлом году из миллиарда, который собрал русский кинорынок, восемьдесят пять процентов ушло «в карман» американской киноиндустрии. И только пятнадцать процентов получило наше кино. Для русского кино – это катастрофа. Это означает, что русский зритель больше не интересуется жизнью своей страны, его интересуют сказки про «Железного человека» или «Трансформеры» и прочая продукция Голливуда, под которые можно спокойно жевать попкорн.
Что такое Голливуд вообще? Голливуд — это ведь не американское кино, Голливуд – это такая транснациональная компания, которая делает деньги. Создаёт некие «сказки», такую продукцию, которая абсолютно не отражает даже реальное положение дел в США. Вы вряд ли увидите в голливудском фильме какую-нибудь серьёзную социальную картину. Хотя, впрочем, бывают исключения. Вот такой автор под ником «Боб» («КиноПоиск. Ru») написал очень точно в своей рецензии на «Голливудский финал» Вуди Аллена: «…Желание потакать массам в крови у американских режиссёров , они идут по пути наименьшего сопротивления… Да только само понятие «режиссер», как человек, руководящий процессом работы над фильмом, уже потеряло свой смысл. Теперь важен не режиссер, а его умение делать деньги. …В 21 веке кино перестало быть искусством, а стало бизнесом, не более важным, чем изготовление пробок для шампанского или презервативов». Это, собственно, и есть страшное влияние Голливуда на русского зрителя. Причём в России достаточно много талантливых режиссёров, которые хотели бы поделиться своим мастерством и талантом, и любовью к стране. И в России достаточно художников, которые ничуть не уступают западным, и которые могли бы сказать нашему зрителю и о проблемах, которые сотрясают наше общество, и задать вопросы и подумать вместе о том, «где» мы и «куда» мы вообще движемся…
«Голливудизация» России почти совершилась. И ещё не поздно задуматься, что мы потеряли, а что взамен нашли. За исключением определённого удобства, — сидя в гораздо более удобном кресле, чем сорок лет назад, жевать попкорн и пить кока-колу. Но удобство не делает человека лучше, и не способствует его духовному росту.
Куда мы движемся? Я не знаю. Но можно представить себе, что через 10-15 лет такого кино, которое рассказывает о проблемах России, о русской жизни, о тайне человеческой души, просто не будет. Потому что не будет зрителя, которому это будет нужно.