Петер Линднер
Идея передового класса появилась еще в XIX веке. Карл Маркс рассматривал в своих трудах всемирно-историческую роль пролетариата. В XX веке Йозеф Шумпетер выделил предпринимательство как четвертый фактор производства, неизвестный классикам. Согласно его концепции, предприниматели принимают инновационные решения и играют ключевую роль в общественном прогрессе. В начале XXI века стала популярна новая концепция «креативного класса». Это понятие стало широко использоваться после появления бестселлера социолога Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» 1. В книге говорится о том, как представители творческих профессий формируют сегодня, по сути, новый общественный класс, который начинает определять не только развитие отдельных организаций, рост и процветание целых городов и регионов, но и мощь держав на мировой геополитической карте.
5 марта на семинаре кафедры прагматики культуры ГУ-ВШЭ с докладом выступил профессор экономической географии, руководитель Института гуманитарной географии Университета им. Гете во Франкфурте-на-Майне и просто увлеченный путешественник Петер Линднер. Речь шла о концепции креативной экономики, чрезвычайно актуальной для сегодняшней России, где существует определенный дефицит идей, способствующих динамизации процесса развития территорий.
Профессор Линднер начал свой доклад с показа отрывка из фильма Дзиги Вертова «Энтузиазм: Донбасская симфония». Он отметил, что фильм не является ни критикой на условия труда рабочих, ни советской пропагандой. По его мнению, этот фильм представляет собой честную и объективную оценку потенциала технологий, внедрявшихся на производстве в тот момент.
Далее П. Линднер подробнее остановился на истории вопроса. Фильм Дзиги Вертова вдохновил Чарли Чаплина на создание всемирно известной картины «Новые времена». Чаплин показал те же условия труда под другим углом зрения — в первой сцене его герой переживает нервное расстройство из-за непрерывного и монотонного труда. Впоследствии идеи о бесчеловечности новой системы организации производства нашли свое отражение в политических программах 1960-х годов. В 1969 г. вице-канцлер Германии провозгласил «гуманизацию труда» в качестве основной цели своей политики. Вскоре стартовала программа «Инновационный потенциал современной организации труда», существующая и поныне. Однако противоречивость ее целей вызвала множество споров. Критики говорили о невозможности совместить гуманизацию и экономическую эффективность. Но реальность оказалась богаче теорий. Фордизм и тейлоризм стали вытесняться более экономически эффективными концепциями из японского менеджмента. Обогащение работы, гибкий рабочий график, кружки качества, групповая работа и многие другие нововведения привели к тому, что труд стал более гуманным — как ни странно, не благодаря открытиям ученых или решениям профсоюзов, а благодаря инициативам менеджеров крупных компаний.
Завершая вступительную часть, г-н Линднер отметил, что сегодня мы можем наблюдать очень схожий процесс. Дискуссии, посвященные экономике знаний и креативным индустриям, выводят за привычные рамки и открывают новые горизонты. На современном этапе разрешается противоречие между экономикой и культурой. Стимулирование культуры и искусства становится необходимым условием экономического развития.
В основной части доклада г-н Линднер рассмотрел три важных вопроса. Во-первых, он сформулировал определение «креативной индустрии». Во-вторых, профессор привел примеры того, как концепция креативного класса переходит из научного дискурса на политическую арену. Наконец, он остановился на эффектах, связанных с развитием креативных индустрий.
Профессор отметил, что следует разделять академический и практический подходы к понятию «креативная индустрия». Ученые обычно выделяют два необходимых признака креативной индустрии: индивидуальный подход при разработке продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его ценности. На практике же исследователи используют статистические данные, соответствующие международным стандартам. Поэтому, чтобы определить, какие отрасли относятся к креативным, приходится ориентироваться на существующую систему классификации профессий и предприятий. Наиболее актуальным для исследователей-практиков на сегодняшний день является определение, данное Ричардом Флоридой. В своей книге он относит к представителям ядра креативного класса людей, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности.
По мнению Флориды, основной целью местных властей на сегодняшний момент должно быть создание благоприятных условий для жизни креативного класса. Homo creativus — это высокомобильный человек, выбирающий себе место для жизни в разных частях света. Чтобы привлечь креативных людей, недостаточно хороших условий труда и высокой зарплаты, требуется создать конкурентоспособную городскую инфраструктуру. Городам необходимо заботиться о креативном климате.
П. Линднер подчеркнул, что концепция креативных индустрий не только объясняет прошлое, но и предсказывает будущее. Поэтому она заинтересовала многих политиков. В последние годы власти многих стран, регионов и городов обратили внимание на проблему развития креативных индустрий. Например, премьер министр Великобритании Гордон Браун недавно заявил в своем интервью, что приоритетными секторами британской экономики становятся не аэрокосмическая отрасль и судостроение, а индустрия моды, кино, музыки. Он считает, что именно эти отрасли будут доминировать в экспорте и станут движущей силой для создания новых рабочих мест.
В Германии на фоне растущей глобальной конкуренции креативные индустрии также рассматриваются как сектор с наибольшим потенциалом. Либеральная демократическая партия и Министерство экономики и технологий активно проводят исследования и вырабатывают рекомендации на национальном уровне. Местные власти проявляют не меньшую активность. В каждом регионе эксперты провели мониторинг креативных индустрий, по итогам которого были разработаны рекомендации для политиков и городских администраций. Обычно разработчики рекомендаций рассматривают три ключевых аспекта: сетевые взаимодействия, маркетинг и имидж региона, возможности институционализации и сотрудничества.
«Однако не стоит забывать о том, что развитие креативных отраслей имеет и неоднозначные последствия», — заметил г-н Линднер. Множество споров возникает вокруг коммерционализации искусства и культуры. Раньше многие полагали, что сферы культуры и экономики несовместимы друг с другом. Теперь же, по мнению Ричарда Флориды, они сближаются. В 2004 г. в отчете, посвященном креативным индустриям Лондона, креативность впервые была названа самым важным из факторов производства и необходимым условием городского развития. В свою очередь культура является почвой для рождения и роста креативности. Город с развитой культурой притягивает больше креативных людей.
Важно осознавать, что граница между высокой культурой и субкультурой сегодня размывается. Раньше городу достаточно было иметь несколько театров и музеев, чтобы быть привлекательным для большого бизнеса. Сегодня бизнес-элита и люди креативных профессий посещают рок-концерты и гей-клубы. Городским администрациям следует придерживаться политики плюрализма и разнообразия в вопросах культуры и искусства.
Кроме того, по мнению П. Линднера, следует учитывать косвенный характер связей между культурой и экономикой. Искусство не становится полностью коммерционализированным. Оно выгодно бизнесу не потому, что напрямую приносит прибыль, а потому, что создает атмосферу, необходимую для креативности. Также культура может служить маркетинговым целям региональных властей. Однако не стоит забывать о недостатках такого подхода и подчинять культуру лишь прагматичным целям.
Еще одним аспектом, связанным с взаимодействием сферы культуры и экономики, является проблема количественных измерений. Экономисты разрабатывают индикаторы, чтобы измерить культурную атмосферу в городе. При этом многие аспекты культуры, конечно же, упускаются из виду. Но это издержки, связанные с экономическим моделированием, для которого необходимо использовать количественные показатели. В США, к примеру, была разработана специальная шкала оценивания степени креативности, присущей различным профессиям. Также используется такой необычный показатель, как «гей-индекс», измеряющий высокотехнологичный потенциал региона. Исследователи выявили значимую положительную корреляцию между количеством гей-клубов и количеством зарегистрированных патентов.
Последним важным эффектом, который выделил профессор Линднер, является индивидуализация успеха и провала. Во-первых, коренным образом меняются требования, предъявляемые компании рынком. Факторы успеха компании теперь больше напоминают черты характера отдельного человека: самостоятельность, склонность к риску, гибкость и инновационность. Во-вторых, меняется оптимальная организационная структура компаний. Возрастает роль аутсорсинга и фриланса. Работники переходят в категорию индивидуальных предпринимателей. Оценка результатов их труда моментально переносится на их индивидуальный имидж. Важно помнить о том, что они не только свободные художники, но и предприниматели. Поэтому для так называемых «культурпренеров» жизнь — отнюдь не сплошной праздник. Рискуя многим, они зачастую получают низкие доходы.
В завершение доклада Петер Линднер подчеркнул, что главный интерес на сегодняшний день представляет то, как изменит мир появление теории Ричарда Флориды, которая постепенно проникает в умы политиков, властей и самих креативных работников.