Эльдар Асанов родился и вырос в Ташкенте, работал на телевидении (ТВЦ, «Дом-2» и «Танцы» на ТНТ) в Москве и снимал клипы для таких музыкантов, как «Тараканы!», МакSим, Animal ДжаZ, а полтора года назад уехал в США, где начал снимать первый полнометражный документальный фильм.
1 859 просмотров 07.08.2017 Интервью
It’s a Fabulous World
— Я живу в городе мечты — Лос-Анджелесе. Калифорния — невероятно красивый штат с уникальной природой и климатом. Я с детства привык к солнцу, поэтому стремлюсь жить там, где его много.
Прямо сейчас я работаю над первым полнометражным документальным фильмом об индустрии бальных танцев It’s a Fabulous World. Никто до меня еще не рассказывал об этом мире, поэтому ответственность достаточно большая. В Ташкенте я учился в школе-гимназии №107, в которой была очень красивая традиция — каждый год мы соревновались между классами в искусстве бального танца. Вальсы, латиноамериканские танцы сопровождали нас всю школьную жизнь. Мы даже выступали на стадионе «Пахтакор». И вот, теперь я в Америке работаю с лучшими танцорами со всего мира, чтобы рассказать о том, чему нас учили когда-то в Ташкенте. В проекте участвуют потрясающие танцоры и звезды американского телевидения, например, Мэри Мёрфи, Джонатан Робертс, Карина Смирнофф и т. д.
Я работаю над этим фильмом в качестве режиссёра и оператора, и это очень непросто — вести такой проект в новой для себя стране. Но главным достижением я считаю доверие людей ко мне и моему проекту. Не было никакого заказа, я сам решил снимать этот фильм и просто начал делать это. Дальше нашлись люди, которые заинтересовались в съемках и оплатили часть бюджета.
Почему США?
— В 2013 году в Москве я учился на курсах для сценаристов и режиссёров при киностудии Amedia, и преподавали у нас там два профессора из Университета Южной Калифорнии (USC Cinematic Arts) Гарольд Аптер и Дэвид Ховард. После этих курсов я и начал думать о том, что было бы неплохо попасть в этот университет.
В январе 2016 года я приехал в Нью-Йорк, потом слетал в Майами и побывал в Филадельфии и Атлантик-Сити. В течение месяца я смотрел на достопримечательности, знакомился с американской культурой, бытом и людьми. И все они говорили мне: «Оставайся здесь! То, чем ты занимаешься, очень перспективно, и в США у тебя есть все шансы на успех. Туристическая виза меняется разными способами на другие типы виз, которые позволят задержаться на подольше, получить разрешение на работу, учебу. Главное — работай, занимайся своим делом, и ты сможешь решить эти вопросы с визами».
И эти разговоры подтолкнули меня к тому, чтобы вернуться в США и задержаться здесь на более длительное время. Что я и сделал. Прилетел в Москву, собрал своё съемочное оборудование и вернулся в Нью-Йорк.
Первый год в Нью-Йорке я учился управлять огромным видеокраном, что дало невероятный опыт и новое видение для меня как оператора и режиссёра.
Больше полугода назад я переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес.
Первое время жил на накопленные в Москве деньги. Мой навык — снимать и монтировать видео — позволяет мне не работать официантом или на других подобных работах. Я не нарушал американских законов и не работал здесь нелегально. Здесь много работы для тех, кто снимает и монтирует видео, и платят за это хорошие деньги. Я работаю с российскими компаниями и с их представителями в Америке, или же удаленно снимаю или монтирую видео для российских заказчиков. Кроме It’s a Fabulous World, я снял в США два клипа для моих друзей из России. Это группы, с которыми я работал еще в Москве — Zero People и Fredi Ostyn.
Таким образом, я занимаюсь своим делом в Америке — журналистика и режиссура. Это именно то, чему я учился в институте и работая в Москве на ТВ и на себя. Закончу снимать этот фильм, приступлю к следующему (тем и планов полно).
На сегодняшний день я не ставлю себе цели переехать в Америку навсегда. У меня есть мечта, и я живу с ней всю сознательную жизнь. Я хочу добиться успеха в своем деле. Я хочу учиться режиссуре в Лос-Анджелесе. В самом центре киноиндустрии. Я хочу учиться там, где действительно умеют делать кино, а главное — учат. Я люблю хорошее американское кино больше, чем какое-либо другое, поэтому я выбрал Америку. Да, это образование стоит очень больших денег. Но есть множество грантов и других способов оплаты обучения, в которых мне еще предстоит разобраться.
О профессии
— Как ты пришел к работе с видео и когда понял, что у тебя это хорошо получается?
— Уже в России, в 11-м классе я со своими друзьями снял два документальных фильма об архитектуре Москвы. Конечно, это все было не на сверхпрофессиональном уровне, но в итоге все эти детские опыты привели меня в Институт журналистики и литературного творчества. Дальше была стажировка на «Нашем радио», работа на канале ТВЦ. У меня не было никаких связей, везде я договаривался о стажировках и возможности поработать только сам. В конце концов, когда мне стукнуло 22, я понял, что совершенно точно хочу заниматься режиссурой. Мне было интересно всё: документалистика, музыкальные видео, художественное кино.
Своим любимым проектом с точки зрения обратной связи и полезности для мира Эльдар называет клип на песню певицы МакSим «Я буду жить», героями которого стали люди с ограниченными возможностями: «Невероятное количество отзывов было после того, как он вышел. Люди писали мне письма с благодарностью, рассказывали, как эта история вдохновила их, помогла в трудной ситуации. А ситуации у людей, действительно, были очень непростыми – инвалидность, ВИЧ, психологические проблемы. И, как оказалось, наша работа помогла им. Она и меня многому научила». На данный момент у этого видео более 2,5 млн просмотров на YouTube.
Когда люди рекомендуют тебя, когда пишут в комментариях о том, что им понравилось видео — это всё говорит о том, что получается хорошо. Но я хочу, чтобы получалось отлично, а отлично — это мировое признание, до которого еще работать и работать.
— В Москве ты работал на проекте «Дом-2», что он дал тебе в профессиональном плане?
— Кроме «Дома-2» у меня было еще много других проектов и в плане профессионального роста — это не самый лучший пример, но… На «Доме-2» мы сняли и смонтировали сотни интервью. Отличный тренинг по выведыванию тайн.
— У тебя творческая семья? Кем ты мечтал стать в детстве?
— С детства большую роль в моем формировании играла культура моей семьи. Стеллажи и книжные полки были по всему дому, коллекция фильмов на VHS, еще в первые годы жизни — пластинки с рок-музыкой…
От мамы — любовь к творчеству, от папы — к логике. Вместе это создает отличную смесь, которая для режиссуры является идеальной основой.
Очень много дала моя гимназия в Ташкенте, театральная студия, хор, танцы. Я мечтал стать актером, потом мы с другом стали делать свое «радио» — записывали свой эфир на аудиокассеты, ходили по городу и брали интервью у людей. «Мыльница» в то время была пределом мечтаний, о камере даже и речи не было. Поэтому я с друзьями брал в аренду компьютер в компьютерном клубе, и пока другие резались в Counter Strike, я изучал мультипликационную программу, чтобы создать мультфильм о жизни панков.
— Что для тебя Ташкент? Есть ли желание снять что-нибудь здесь?
— Ташкент для меня — это детство. Это время без мобильных телефонов и компьютеров, это первая любовь и теплые вечера, это детский лагерь и лучшие друзья. В моих работах очень много детства, даже если его там не видно. Например, клип Zero People — «Не моя». Мне кажется, там угадывается Ташкент, хоть и снимался он в Подмосковье. Прекрасное время было в Узбекистане, и это основа, на которой базируется, наверное, всё.
Снимать в Ташкенте… Хорошая мысль…
— Твои любимые клипы?
— Lana Del Rey – Ride, Thirty Seconds To Mars – City Of Angels, Die Antwoord – I Fink U Freeky, Paolo Nutini – Iron Sky, Michael Jackson – Earth Song.
— Хотел бы снять художественный фильм?
— Конечно, да. Очень о многом хочется рассказать людям, поделиться своими знаниями, мыслями. Это можно делать разными способами, но художественное кино — один из самых интересных.
— Любимые режиссеры?
— Начнем, конечно, с Нолана. Только вчера смотрел его «Дюнкирк»… Невероятное кино. Вообще каждый его фильм — шедевр. Жако Ван Дормаль с его «Господином Никто» и «Новейшим заветом» — всем советую. Пересмотрел всего Терри Гиллиама несколько раз. Конечно, Кубрик и, наконец, из последнего открытого для себя — Тарковский. Гениальное кино, на которое я стал совершенно иначе смотреть именно в Америке.
Красота по-американски
— За полтора года я посетил чуть более десятка городов (Нью-Йорк, Олбани, Филадельфия, Атлантик-Сити, Майами, Орландо, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Портленд, Сан-Диего, Сан-Хосе, Феникс). Все они отличаются друг от друга, все хороши и интересны по-своему. Везде есть какая-то своя фишка. Но больше всего мне нравится Нью-Йорк. История, архитектура. Я знаю этот город с детства — видел его в фильмах. Может быть, поэтому он кажется таким родным. А может быть, потому что он больше похож на Москву, к которой я привык — такой классический большой город.
Но не только городами славится США. Здесь красивая и разнообразная природа. Океаны, горы, леса, пустыни, горячие источники. От всего этого захватывает дух. И тут уже лидирует Калифорния. Всё в зоне досягаемости на автомобиле, и это самое главное, от чего я в восторге здесь.
Америка очень большая и разная, поэтому могу попробовать сравнить Москву, Ташкент, Лос-Анджелес и Нью-Йорк.
В ЛА в сравнении с Москвой и Ташкентом отсутствует общественный транспорт. В Нью-Йорке с этим получше, но всё же без машины тяжело.
ЛА очень растянут по побережью. Здесь очень малоэтажная застройка и нет центра как такового. Да, есть даунтаун с его небоскребами, но общественная жизнь не концентрируется в центре. Жилье в хорошем районе стоит от $1600 в месяц. В плохих — не знаю. Я живу в хорошем.
Самое главное отличие — это, конечно, люди. Недавно я познакомился с прокурором Лос-Анджелеса просто во дворе, мы с ним общались часа два о культуре, экономике, философии. И самое главное — он первым заговорил со мной и моим другом. После чего предложил взять интервью у его жены (барабанная дробь…) — судьи штата Калифорния. Я слабо себе представляю такое знакомство в России или Узбекистане. Открытость — вот что, по моему мнению, отличает американцев от русских.
— Стоит ли бросать всё и ехать в Америку?
— Без навыка, который поможет зарабатывать здесь, не устраиваясь на работу, будет сложно. Очень многие работают здесь официантами или занимаются другим неквалифицированным трудом. Я бы так не смог. А главное, это не дает никакого роста и смысла жизни. Здесь важно, чтобы у тебя была мечта и цель, к которой ты идешь. Если достижение конкретной цели возможно только в Америке и нигде больше — вперед. Главное — понимать, зачем это.
Думаю, что людям, которые занимаются творчеством и хотят расти в нем, Америка предоставляет намного больше возможностей. Так уж сложилось, что денег в этой стране больше, и поэтому люди готовы тратить их на искусство и культуру, что позволяет культуре и искусству расти и развиваться. Также из-за калейдоскопа культур и национальностей люди здесь более открыты новому, не осуждают необычное и позволяют каждому быть самим собой. И это еще одна причина, по которой я чувствую себя здесь комфортно.
Сейчас такое время, а у меня такая профессия, что можно не привязываться к одной стране. Конечно, до такого уровня свободы нужно дорасти. И США — идеальное место для подобного роста, поэтому пока я здесь. Но чувствую, что оставить навсегда Россию и Узбекистан я не смогу.