Большинство критиков сходятся на том, что «Бёрдмэн» — вершина мастерства знаменитого мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту, автора фильмов «Сука-любовь», «Вавилон» и «Бьютифул». Вызывающая сложность «Бёрдмэна» в том, что фильм снят как бы одним кадром, то есть камера всё время следует за героями, передавая ощущение клаустрофобии, нервозности и шизофрении, общее для каждого из них.
«Индустрия кино» обсудила фильм «Бёрдмэн» с Китоном, Нортоном и Иньярриту
Пожилой актёр Ригган никак не может избавиться от давнего проклятия. Много лет назад он сыграл супергероя Бёрдмэна, и это сломало его карьеру. Больше никто не верит в то, что он – серьёзный актёр. Теперь Ригган пытается взять реванш у судьбы, поставив на Бродвее глубокий драматический спектакль со своим участием. Но и тут возникают проблемы. Кажется, всё на свете, включая бывшую жену, любовницу, истеричную дочку и всех критиков Нью-Йорка, пытаются ему помешать. Особенно же раздражают Риггана молодой и популярный актёр Майк, который в этой постановке всё время тянет одеяло на себя, и призрак Бёрдмэна, который стал являться Риггану, доводя его до безумия. Китон объяснил, каким испытанием для него оказалась роль:
Мой герой в фильме обнажался не только буквально, как в одной из сцен, но и в эмоциональном плане. Роль была настолько сложной, что я даже не был уверен, что справлюсь. Но меня это ощущение заводит. Ты не уверен, но ты собираешь волю в кулак, и вкалываешь, и идёшь напролом. Это как в качалке. Надо очень напрячься, чтобы быть в форме».
У Иньярриту всё усложняется большим количеством персонажей и локаций, а также спецэффектами, которые должны не выбиваться из общего реалистического тона картины. Иньярриту показал высочайший уровень владения профессией: склеек почти не видно, а сам режиссёр отказывается признавать, сколько их в итоге было на самом деле:
Я хотел, чтобы зрители почувствовали себя в шкуре главного героя, пожили его жизнью. Было сложно не пользоваться монтажом — сущностью кинематографа. Но я чувствовал, что если это удастся — зритель сольётся с эмоциями героя. Хороший фокусник никогда не покажет, куда он девает кролика. Будем считать, что там только один план».
Китон, Нортон, Иньярриту про фильм «Бёрдмэн». «Индустрия кино» от 23.01.2015
Главным приятным сюрпризом для зрителей станет участие в фильме Эдварда Нортона. Его Майк — главный антипод Риггана, нарциссичный, красивый и талантливый молодой актёр, от которого все без ума. Но – не без своих «тараканов», разумеется. Нортон считает, что его роль в картине особенно важна для замысла:
Играя Майка, я фактически изображал самого Иньярриту. Мне кажется, этот герой является его «голосом» в фильме. Здесь очевидна связь персонажа с режиссёром, он выражает его мысли. Я даже носил шарф Иньярриту и его пиджак на съёмках».
Фильм «Бёрдмэн» открывал Венецианский кинофестиваль 2014 года. Он также получил «Золотые глобусы» за лучший сценарий и лучшую мужскую роль – последний приз достался, разумеется, Майклу Китону за лучшую игру в его карьере.
индустрия кино конкурс рецензий